Болькин Александр Григорьевич
Контакты
https://vk.com/id9509900
Места последней работы
(Сыресь Боляень)
украинский и эрзянский общественный деятель, поэт и переводчик, инязор эрзянского народа, соучредитель общественного движения Свободный «Идель-Урал»
Александр Болькин родился в русско-эрзянской семье в Саранске (мать — русская, отец — эрзя). Важную роль в становлении эрзянской идентичности сыграла его бабушка по отцовской линии — Матрёна Алексеевна Бутяйкина, которая рассказывала своему внуку сказки, легенды и мифы об эрзянском народе и его героях. Вырос в Мордовии, был пионером, комсомольцем. На первом курсе военного училища вступил в КПСС.
В 1978 году переехал в Украину, служил в Житомирской области. Впоследствии пошел на учёбу в Киевский институт ВВС. Здесь, в Украине, почувствовал толчок к национальному самосознанию, когда по просьбе знакомого университетского преподавателя охранял памятник Ленину «от украинских радикалов». Это был Киев 90-х годов, тогда к Сыресю подошел Вячеслав Черновол. Узник мордовских лагерей услышал особый акцент собеседника и завязал с ним беседу об истории и культуре народа эрзя. Черновол знал об эрзянах больше, чем сам Болькин. Тогда Боляень стал многое вспоминать. После разговора с Черноволом Болькин решил охранять не Ленина, а родную культуру.
Сыресь Боляень создал в Киеве общество «Ěrzäń val» (рус. «Эрзянское слово»), объединившее эрзян и их потомков в столице Украины. До начала вооружённого конфликта на востоке Украины активисты издавали книги на эрзянском языке, выпускали электронный эрзяно-русский словарь. В рамках деятельности общества Сыресь укрепляет украинско-эрзянские связи. Например, переводит на эрзянский украинские песни и украинскую поэзию. Активно дописывает в независимую газету «Эрзянь Мастор».
Болькин участвовал в Евромайдане, в качестве волонтера привозил дрова на Майдан для обогрева палаток. В последние дни был на Майдане вместе с сыном и друзьями.
С началом войны на Донбассе ездил в зону проведения АТО как волонтер. Позже был мобилизован в ряды 10-й горно-штурмовой бригады Вооруженных Сил Украины. Участвовал в боевых действиях.
21 марта 2018 года Боляень вместе со своими соратниками Рафисом Кашаповым и Ростиславом Мартынюком провели в киевском пресс-центре «Главком» брифинг, на котором заявили о создании общественного движения «Свободный Идель-Урал». В интервью журналистам Сыресь обвинил Москву в том, что она не только выкачивает из Идель-Урала ресурсы, используя её территорию как сырьевой придаток, но и проводит по отношению к коренным народам политику агрессивной русификации.
Неоднократно поднимал перед властями Республики Мордовия проблему русификации эрзян, ходатайствовал об усилении роли эрзянского языка в обществе, в частности просил Министра культуры Республики Мордовия дублировать мировую киноклассику на государственных языках республики — эрзянском и мокшанском.
Болькин был автором ряда обращений от имени «Свободного Идель-Урала» в международные организации.
Причастен, сыграв одну из ключевых ролей в принятии Верховной Радой VIII созыва Постановления «Об Обращении Верховной Рады Украины в Организацию Объединённых Наций, Парламентскую Ассамблею Совета Европы, Парламентскую Ассамблею НАТО, Парламентскую Ассамблею государств мира по осуждению нарушения прав коренных народов в Российской Федерации и на временно оккупированных ею территориях Украины».
В 2019 году Сыреся Боляеня выбирают главным старейшиной — Инязором.
Учитывая обострение политической ситуации, провести церемонию инаугурации нового Инязора решили в эмиграции — в Украине.
В качестве Инязора неоднократно посещал Эстонию с целью привлечения внимания эстонской общественности и политиков к проблемам эрзянского народа. Был одним из лидеров национальных движений коренных народов РФ, подписавших публичное обращение к Рийгикогу, в котором РФ обвинялась в преследовании национальных активистов и был сделан призыв к усилению санкционного давления на Москву.
В 2020 году «Инязор» эрзянского народа Боляень Сыресь (Александр Болькин) безосновательно и цинично назвал Россию главным противником эстонцев в годы Великой Отечественной войны и бесстыдно обвинил страну в их притеснении. Причем, это хамское заявление в Таллине он беспардонно сделал от имени всех эрзян, которых считает своим народом. Одновременно для них же (эрзян) псевдоинязор определил и ориентир для развития - эстонский путь.